АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

 

Лия Ахеджакова

 

Лия Ахеджакова

 

Биография

Ахеджакова Лия Меджидовна является Народной артисткой России, а также лауреатом Государственных премий РСФСР и СССР, многократной обладательницей премии "Ника". Национальность Лии Ахеджаковой, а также ее биография и фильмография будут рассмотрены в этой статье. Родилась будущая актриса в Днепропетровске в 1983 году, 9 июля. Из актерской среды происходили ее родители. Меджид Салехович, отец, окончил ГИТИС в 1940 году, а затем в Ленинграде Высшие режиссерские курсы. Он работал режиссером театра. Юлия Александровна, мать, была ведущей актрисой театра. По ее стопам пошла Лия Ахеджакова. Национальность, родители Отец Ахеджаковой, Меджид, появился на свет в крестьянской семье в адыгейском ауле Псейтук. Поэтому многие считают, что адыгейкой является Лия Ахеджакова. Национальность ее, однако, установить можно лишь наполовину. Точно известно, что мать ее - русская, родом из Днепропетровска. По крайней мере, наполовину является русской и Лия Ахеджакова. Национальность отца точно не установлена, поскольку неизвестно, кем он был. Меджид стал для девочки отчимом. Однако Лия Ахеджакова (национальность которой порой ошибочно определяют, основываясь на том, что отцом ее является Меджид) всегда относилась к нему как к родному. Представим несколько фактов из биографии этого человека. Меджид Ахеджаков Молодость Меджида приходилась на довоенные годы. В то время в стране поднимали культурный уровень населения - в селах, поселках и городах на учебу отправляли талантливую молодежь. Так в адыгейскую студию ГИТИСа попал Меджид Ахеджаков. Он узнал о войне в день сдачи выпускной работы. У Меджида была, как и у многих деятелей искусства, бронь, поэтому он не попал на фронт. Меджид вернулся из Москвы в Майкоп, где играл в одном из театров. А когда немцы в 1942 году подошли к городу, отправился в Минусинск. Здесь он познакомился с Юлией Александровной, своей будущей женой. Нуриет Схакумидова, актриса, работавшая в Адыгейском драматическом театре, рассказывает, что Юля приехала из Днепропетровска, где работала актрисой. В этом же городе находилась Лия Ахеджакова, национальность которой мы пытаемся определить, ее дочка, которую удочерил Меджид. Когда это произошло, девочке было четыре года. Ничего не известно о ее родном отце. Поэтому национальность Лии Ахеджаковой установлена может быть лишь со стороны матери. Скорее всего (по мнению Нуриет Схакумидовой, которая дружила с родителями Лии), ее родной отец также был актером. Как относились родители к выбору Лией карьеры актрисы? Родители Лии не желали ей такой судьбы, как у них. Для нее они мечтали о чем-то основательном, надежном - биолог, инженер, врач. Темой для отдельного разговора является послевоенный майкопский театр. Лия Меджидовна вспоминает, что следовало "пропахать весь Краснодарский край", для того чтобы "сделать план". Безногие послевоенные зрители очень любили постановки про "красивую жизнь". Часто болела мать девушки. Лия Ахеджакова, фото которой представлено ниже, вспоминала о том, как просыпалась по ночам и прислушивалась, дышит ли она. Ее с детства преследовал страх потери мамы. Поступление в ГИТИС Однако очень рано у этой неловкой девочки появилась внутренняя сила. Упорство и вера в себя помогли Ахеджаковой стать актрисой. Когда она обходила в 17 лет московские студии, интересуясь, не нуждаются ли они в актрисах, ей советовали выбрать другую профессию. Лии посочувствовали в приемной комиссии театрального вуза, сказав о том, что она девочка талантливая, однако не нужно себе портить жизнь. Так как актрисой она не станет никогда. Но она знала, что станет. Лия поступила в случайный институт, участвовала в самодеятельности, убеждаясь все больше в том, что ей не жить без театра. И у нее получилось поступить в адыгейскую студию ГИТИСа на курс Чистякова. Внутренние качества Лии Ахеджаковой Среди качеств Лии Ахеджаковой - мальчишеская решимость, обаяние отваги. Многие ее персонажи ведут на языке ультиматума диалог с жизнью. Лия Ахеджакова (фото актрисы представлено ниже) знает, как добиться своего с помощью "мирных переговоров". А это требует, несмотря на страх, мудрости и мужества. Ахеджакова свой страх не столько преодолевала, сколько его "приручала". Работа в ТЮЗе Лия по окончании курса работала в 1960-1970 годах в Московском ТЮЗе. Внешне неприметный облик актрисы ставил, казалось, непреодолимые препятствия: непрактичная, неловкая, неуклюжая, зато упрямая... Вдобавок ко всему стремящаяся во всем и всегда преуспевать (Лия с золотой медалью окончила школу). Она знала, приехав в Москву, что придется завоевывать свое место под солнцем. Этому нужно было, как и многому другому, учиться с нуля. Начинала как актриса-травести в ТЮЗе Лия Ахеджакова. Биография ее отмечена следующими наиболее удачными ролями этого периода: ослик Иа-Иа (по произведению А. Милна "Винни-Пух и его друзья"), Тараска Бобунов (по Л. Кассилю, пьеса "Будьте готовы, Ваше Высочество!"), Женька (А. Алексин, "Мой брат играет на кларнете"), Бабушка (Н. Думбадзе, "Я, бабушка, Илико и Илларион"), Пеппи (А. Линдгрен, "Пеппи Длинный чулок") и др. Проведенные в ТЮЗе годы, где она играла девочек, мальчиков, петухов, поросят и даже утюжка, Ахеджакова долго считала потерянным временем. Она уверена сегодня, что судьбу свою нужно принимать смиренно. Когда настала пора попрощаться с ТЮЗом, актриса решительно и бесповоротно ушла из театра. "Современник" Очень важное решение приняла Лия Ахеджакова. Биография ее после этого пошла по другому пути. Актриса направилась в "Современник", понимая, что необходимо начать все с чистого листа. Здесь Лия сидела долго без работы, считая, что никому не нужна. Однако, как ни странно, отчаяние, боль, неуверенность в себе иногда для творческой личности даже полезны. Неизвестно, из какого "сора" выросли "цветы" Лии Меджидовны. Она считает своим учителем А.В. Эфроса, хотя на его курсе формально не училась. Он часто подвозил ее на машине и произносил за это время блистательные монологи, вслух проговаривал коллизии будущих постановок. Девушку восхищало то, как остро он все чувствовал и понимал, насколько сильно любил своих актеров, зная при этом недостатки каждого. В представлении Лии Эфрос - тонкий психоаналитик. К каждому, с кем ему приходилось работать, он умел подобрать свой ключик. Лия Меджидовна считает, что уроки этого человека бесценны. Штамп положительного героя В советские годы, когда она только начинала карьеру, существовал штамп так называемого положительного героя. Ахеджакова никак не вписывалась в этот канон. Героини ее похожи на нее саму. А Лия Меджидовна говорила, что не знает, к каким людям себя отнести - положительным или отрицательным. К тому же этот персонаж должен был иметь другие черты лица, другой рост, другой нос и даже, по всей видимости, другую национальность. Лия Меджидовна - актриса, дискредитировавшая существовавший в то время героический штамп. Она была самобытна. Герои Ахеджаковой - это "девочки-старушки", не похожие ни на кого, единственные в своем роде. Они как будто вырваны наугад из очереди, с автобусной остановки, не имеют ничего общего ни с социальными героинями (например, Елизаветой Уваровой, мэром, которую сыграла блистательно Инна Чурикова в "Прошу слова"), ни с чарующими бабами из деревни, которых изображала Нонна Мордюкова. На экран и на сцену вместе с Ахеджаковой пришли героини, которые пытались не уступить жребию, а порой и переломить свою судьбу. Основная особенность Ахеджаковой как актрисы - это умение изображать личное, частное, отклоняющееся от нормы. Она не играет, не прикидывается, а на самом деле является уязвленным "инородцем". Не просто трагикомической или комической актрисой стала Ахеджакова, а трагедийной. Различные жанры и стили, в которых пробовала себя Ахеджакова В театре и кино Ахеджаковой было сыграно множество ролей, начиная с первых рязановских картин и заканчивая телесериалом "Пятый ангел" В. Фокина, в котором Сара, героиня Лии, проживает целую жизнь на экране: от зрелости до своей глубокой старости. Пробовала себя актриса в различных жанровых и стилевых направлениях: от шаржа, гротеска ("Мы едем, едем, едем", "Стена", "Мелкий бес") до глубокого психологизма ("Подсолнухи", "Предупреждение малым кораблям", "Старосветская любовь", "Крутой маршрут", "Трудные люди", "Восточная трибуна"). Одной из первых ее киноролей была роль Аллочки в фильме "Ищу человека" М. Богина. Лишь на 3-4 минуты актриса мелькнула на экране. Однако для тех, кто смотрел фильм, они стали незабываемыми. Можно разбудить любого прохожего ночью, и он вспомнит в эпизодах "Служебного романа" и "Иронии судьбы" Лию Ахеджакову, в которых она сыграла секретаршу Верочку и учительницу Таню. В любом незначительном эпизоде эта актриса может зацепить зрителя своей игрой. В фильме Алексея Германа "20 дней без войны" в безымянной женщине, роль которой исполнила Лия, звучит тема человеческого достоинства, надежды, боли, эксклюзивности и уникальности личности. Однако в сознании зрителей Лия Ахеджакова, фильмография которой весьма внушительна, была и остается актрисой, глубоко чувствующей смешное, которая может как бы невзначай, элегантно и легко рассмешить любого. Лия, кроме того, блистательный клоун. Хотя даже комедийность ее является нетипичной, поскольку читается за ней грустная ирония Лии Ахеджаковой. Роль секретарши Верочки Все помнят картину "Служебный роман" и секретаршу Верочку. Роль эта стала одной из наиболее ярких в карьере такой замечательной актрисы, как Лия Ахеджакова. Фильмография ее пополнилась этой работой в 1977 году. Казалось бы, это всего лишь секретарша одного скучного учреждения. Однако Рязановым, режиссером фильма, роль строилась специально под Лию Ахеджакову. В Верочке имеется изюминка: она душка, прелесть, типичная секретарша. И все же в ней присутствуют парадоксальность, неожиданность, как будто выхваченные из реальной жизни и пробившиеся на экран. Вот Верочка прибегает на работу. Одетая по последней моде, складная, худенькая, уверенная в себе. Она в курсе новейших течений - моды, жизни и т.д. В статистическом учреждении Верочка отнюдь не чувствует себя винтиком или пешкой. Напротив, она ощущает себя главным консультантом в мире новых течений жизни. Важные грани актрисы высветил этот образ. Типовое, "блочное" у нее становится подвижным, неожиданным, готовым обернуться в любое время изнаночной стороной. Смешное, уморительное в героине - не просто реакция на абсурд существования. Из тонкого понимания глубинных пластов бытия проистекает комедийность образа. Ведь одно только человеческое и смешно и грустно само по себе. Верочка зрительские сердца "вербует" природным обаянием, тем, что она вся как на ладони. Кажется, что во времена, когда задокументировано было едва ли не все в жизни, она умела получать от нее удовольствие и искренне радоваться и своим талантом делиться щедро с окружающими людьми. Особенности героинь, сыгранных актрисой Все героини этой актрисы немного смешные и нелепые. Вспомним Лию хотя бы в фильме Гинзбурга "Крутой маршрут", в марширующей колонне зэчек. Даже здесь она выбивается из общей массы! Лия и в арестантской робе - "красная строка" и "курсив". И так происходит в любом спектакле! Талант Лии Меджидовны является демократичным в высшей степени, понятным каждому зрителю, а вместе с тем тонким и умным. Она как будто говорит от имени народа, мудра его мудростью. Ее комедийные персонажи глубже, шире того, что было указано в сценарии или пьесе. Однако большой, настоящий успех приходит к Лие тогда, когда она сама является соавтором своей роли. Так было в картине "Персидская сирень" (режиссер ее - Мильграм) или в фильме Волчек "Мы едем, едем, едем". Героини этой актрисы - бедолаги, которые из одной неприятности попадают в другую. Однако любим мы их именно за то, что они несчастные, некрасивые, неловкие. Восторг наш на самом деле вызывает то, что они при неприспособленности и неумелости вдруг выживают, выстаивают и в итоге побеждают вопреки всему. Ее Вера Семенихина из картины Л. Хейфеца "Восточная трибуна" - прожектерка и максималистка, мечтательница, которая при этом твердо стоит на ногах, работает санитаркой на скорой. Вера при внешней непритязательности - тонкий самобытный философ, стойкий человек. Битая жизнью, она остается рыцарем с кодексом чести. Лишь усиливали стремление Лии Ахеджаковой стать героиней комедийный природный дар и внешность травести. Это рождало клоунскую эксцентрику. Маргарита Мостовая из спектакля 1987 года "Стена" - смешная, нелепая и неуклюжая эстрадная дива из провинции, которая чувствует себя едва ли не Эдит Пиаф. Конечно, это выглядит пародией, шаржем, карикатурой. Р. Виктюк, режиссер, довел способность Лии превращать невозможное в достоверное до цирковой кондиции. Еще одна замечательная роль этой актрисы - Пульхерия Ивановна ("Старосветская любовь"). В ней ощущается безоглядная самоотдача и жертвенность, она печется до самой смерти не о себе, а о своем суженом. За домовитостью и внешней несуразностью, за всем житейским скрывается талант человечности и мудрости, жар сердца и души. Словно локатор, Ахеджакова улавливает токи окружающей жизни. Лия относится к числу редких актрис, которые на экран и на сцену привнесли тип чаплиновской героини, на авансцену выдвинули второстепенных людей. Лицо из массовки благодаря Ахеджаковой обрело убедительность и центростремительную силу. В биографии Ахеджаковой настоящим прорывом после "Квартиры Коломбины" были роли в пьесах "Подсолнухи" (2002 год) и "Предупреждение малым кораблям" (постановка 1997 года). Персонажи, сыгранные ею (Клер и Леона Доусон), - истинно трагические и глубокие. И Клер, и Леона пережили многое и сумели отказаться почти от всего. Они стали выше житейских побед и поражений. Последние работы Ахеджаковой Карьера Лии Ахеджаковой примечательна тем, что она, в отличие от множества других актеров времен СССР, продолжила сниматься часто в кино и после распада Советского Союза. В 1992 году она получила премию "Ника" за роль второго плана в "Небесах обетованных". После этой работы актриса приняла участие в съемках более чем тридцати кинолент. К числу самых известных из позднего творчества Лии стоит отнести такие картины, как "Книга мастеров", "Странное рождество", "Старые клячи", "Любовь-морковь-3", а также "Изображая жертву" - фильм, принесший ей вторую премию "Ника". Последней на сегодняшний день картиной, в которой снялась Ахеджакова, является комедия "Мамы". Она удостоена за выдающийся вклад в искусство звания Народной артистки РФ. Личная жизнь Лии Меджидовны Великая актриса - Лия Ахеджакова. Биография, семья, дети - все это сегодня обсуждается многими ее поклонниками. Удовлетворим их интерес и расскажем немного о личной жизни Лии Меджидовны. Трижды была замужем эта актриса. Валерий Носик стал первым ее мужем. С ним актриса познакомилась в ТЮЗе. Однако семейная жизнь этой пары не сложилась из-за того, что Валерий увлекся другой актрисой. В результате чего пара Лия Ахеджакова и Валерий Носик распалась. Актриса, уходя, оставила квартиру бывшему мужу. Через некоторое время вторым браком была отмечена у такой выдащейся актрисы, как Лия Ахеджакова, биография. Мужем ее стал Борис Кочейшвили, художник. У Лии Ахеджаковой характер железный. Возможно, поэтому недолгим оказался и второй брак. Борису было не по душе лидерство супруги, ее попытки влиять на его жизнь. Затем Лия Ахеджакова, биография, личная жизнь и карьера которой нас интересуют, жила более 10 лет одна и даже не предполагала, по ее словам, что еще раз соберется под венец. Однако судьба ей сделала подарок. Лия Ахеджакова познакомилась на одной из вечеринок с фотографом из Москвы. Он стал ее третьим супругом. С Владимиром Персияниновым актриса расписалась, когда ей было уже 63 года (в 2001 году). Пара тщательно скрывала свадьбу, в известность поставив лишь самых близких друзей. Несмотря на то что муж несколько младше Лии, она почувствовала себя именно с ним по-настоящему семейным человеком. Супруги живут достаточно уединенно на даче в Подмосковье. Не хочет разглашать подробности своей личной жизни Лия Ахеджакова. И правильно делает: биография, семья, дети знаменитостей - все это вызывает иногда нездоровый интерес. Удовлетворить его порой бывает очень трудно. Несмотря на то что актриса была замужем трижды, у нее нет детей. Сегодня проживает вместе с мужем в Москве, где ведет общественную деятельность и работает, Лия Ахеджакова. Биография, дети, национальность - обо всем этом мы уже рассказали. Добавим еще несколько деталей, которые могут заинтересовать читателя. Неоднократно во многих интервью Лия Меджидовна отзывалась критически о правительстве Путина, выступала также за демократические перемены в нашей стране. Смерть родителей Лии Юлия Александровна умерла в 1990 году, а в 2012-м, в январе, не стало Меджида. Он умер на 98-м году жизни, совсем потерял зрение в последние годы. Дочь взяла на себя заботы о нем. После смерти его уникальный архив, который был посвящен культуре Адыгеи, передали по воле покойного в национальную библиотеку в Майкопе. Разбирая документы и книги, работники обнаружили свидетельство о рождении Лии с настоящей ее фамилией. Они сразу же отдали этот документ актрисе. Сама она данную информацию не разглашает. Поэтому национальность Лии Ахеджаковой остается до сих пор невыясненной. Мы по-прежнему можем лишь делать предположения, основанные на немногочисленных источниках. Биография Лии Ахеджаковой, национальность ее, личная жизнь - обо всем этом можно говорить очень долго. В паспорте РФ указано лишь гражданство, тогда как в паспорте СССР была графа "национальность". Ахеджакова Лия Меджидовна - гражданка РФ. Это точно установлено. И мы можем гордиться нашей соотечественницей. В 2013 году Лия Меджидовна отметила свое 75-летие. Продолжается биография Лии Ахеджаковой. Национальность ее, как и жизнь, обрастает многочисленными слухами. Но такова участь всех известных людей.

 

< назад | к содержанию | вперед >

 



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить

 

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я