Такие актрисы, как она, рождаются раз в сто лет. Ее называют легендой, отдельной планетой. В 90 лет она еще выходила на сцену любимого театра.
Юлия Борисова появилась на свет 17 марта 1925 года. Ее родители были простыми людьми, хоть и жила семья в Москве.
Юлия с детства была склонна к полноте, но не комплексовала по этому поводу. В одном из редких интервью она сказала, что в их доме под рукой была копилка полезных советов – книга «Ваш дом». Родители пользовались рецептами, в их семье был культ здорового питания, а продукты делились на разрешенные и запрещенные. Юлия Константиновна по сей день помнит, как выглядел этот список.
Она росла замкнутой, никогда не рассказывала о личных переживаниях, проблемах. Такой Юлия Борисова оставалась на протяжении всей жизни. Знакомые и коллеги характеризуют её как скромную, интеллигентную и независимую женщину с железным характером, которая не конфликтует, но если кто-то ссорится с ней, то дружба прекращается навсегда. Актриса не рекламирует себя, поэтому отказывается от интервью и съемок в телевизионных шоу. Она с детства ненавидит пафос и ложь.
Характер девочки формировался под влиянием матери, которая была высоконравственной женщиной и старалась вырастить дочь цельной личностью. Воспитание у Юлии было почти монастырское, может, поэтому ее всегда манила сцена, где можно было примерить на себя разные образы, прожить чужие жизни.
К окончанию школы Юлия Борисова точно знала, что будет поступать в Щукинское училище. Ее учеба совпала с тяжелым военным и послевоенным периодом, но бытовые сложности, голод не сломали будущую актрису. В 1947 году она окончила театральное училище.
Театр
Сразу после училища Юлия Борисова устроилась работать в Театр им. Е Вахтангова. Его сцене она посвятила всю жизнь. Первые роли раскрыли ее как лирическую актрису. Она играла Магду в «Заговоре обреченных», Джулию в «Двух веронцах», Галю в «Макаре Дубраве». Ее героини пленяли зрителей своей молодостью, наивностью и обаянием.
Впервые об уникальном таланте Юлии Константиновны заговорили после премьеры спектакля «На золотом дне», в котором она блистательно сыграла Анисью. Это было в 1955 году. Спектакль задумывался как обычная мелодрама, а получилась трагедия тонкой истерзанной души. С того момента все роли Борисовой зрители и критики воспринимали с восторгом. В каждом новом спектакле открывалась еще одна грань ее таланта. Она сыграла много ролей и много характеров. Одной из знаковых стала Настасья Филипповна в «Идиоте».
Актриса была виртуозна в роли Клеопатры, яростна и отчаянна в образе Марии в «Мария Тюдор», умна и незаурядна в роли Нефедовой в постановке «Одна», потеряна и одинока в образе Гитель в спектакле «Двое на качелях».
В 90-е годы Юлии Борисовой посчастливилось сыграть в спектаклях «Без вины виноватые» и «Милый лжец». Долгие годы она была примой Театра им. Е. Вахтангова, а сегодня стала легендой, визитной карточкой этого театра.
Юлия Константиновна – лауреат более 20-ти премий, Герой Соцтруда. В 1969 году она была удостоена звания Народной артистки СССР.
Фильмы
В кино Юлия Борисова снималась мало. В 1958 году она снова сыграла Настасью Филипповну в экранизации романа Ф. Достоевского «Идиот». Картина вышла на экраны в 1958 году. До сих пор ее игра и фильм считаются гениальными, лучшей экранизации романов Достоевского еще не было.
В 1969 году зрители увидели картину «Посол Советского Союза», в котором Борисова сыграла главную роль - Елену Кольцову. Прототипом ее героини стала Александра Коллонтай – легендарная женщина-дипломат.
Режиссер фильма Георгий Натансон категорически отказался снимать какую-либо другую актрису. Он долго уговаривал Борисову. Ему это удалось, когда он кратко и емко описал героиню фильма: умница, красавица, дочь генерала, участница революции и теоретик любви. После последних слов Юлия Константиновна рассмеялась и согласилась.
Ее последней работой в кино стал фильм «Иркутская история», в котором она сыграла гулящую Вальку. Он вышел на экраны в 1973 году.
Режиссеры предлагали Юлии Борисовой разные роли, но она отказывалась, потому что не было человеческого масштаба, который мог ее заинтересовать.
Личная жизнь
Замужем Юлия Константиновна была один раз. С будущим супругом познакомилась в Театре им. Вахтангова, где он работал заместителем директора. Исай Спектор был дважды женат. Он не был красавцем, но был умен и благороден, чем и покорил актрису. Розовощекую Юлию он увидел в спектакле «Много шума из ничего». Познакомились, вскоре девушка забеременела. Она не стала выбирать между карьерой и ребенком, родила сына и продолжала работать в театре. Иногда ей приходилось брать сына Александра на гастроли.
В 1974 году супруг Юлии Борисовой умер. Ей тогда было всего 35 лет – женщина-красавица в рассвете сил. Но она осталась верна ему на всю жизнь и больше не вышла замуж. Многочисленных поклонников актриса быстро отваживала. Борисова на два дня закрылась в комнате после смерти Исая, не ела, не пила. Затем вышла и сказала, что нужно жить дальше.
Сегодня ее жизнь – это уютный дом, внуки и правнуки. В свой мир она, как и прежде, не пускает посторонних людей. Человек публичной профессии имеет право быть непубличным за пределами театра, тем более актриса такого масштаба, как Юлия Борисова.